Каталог статей

КАТАЛОГ СТАТЕЙ

 

СТАТЬЯ 1:           « ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ   УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Силачёва Ольга Ивановна,

учитель начальных классов

МБОУ гимназии №7,

победитель ПНПО 2009

 

Упала с неба капля дождевая, Всего минуту, может, прожила.

 И, всё же, век короткий доживая, Она травинку напоить смогла,

 Да так, что та окрепла, осмелела И в рост пошла Как люди ходят в путь.

 Вот так и мне суметь бы Жизнью всей и делом

 Пролиться каплей для кого-нибудь.

        Урок – основная форма организации учебного процесса. Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями, но добиться того, чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание. Как сформировать необходимые для дальнейшей учебы компетенции младшего школьника?

 Современный школьник не хочет больше быть простым слушателем и «плыть по течению», он активный деятель, который управляет движением, ему абсолютно все нужно знать.

          В своей работе ставлю цель: способствовать многостороннему развитию обучающихся через личностно-ориентированный, компетентностный  и деятельностный подход, включая новые образовательные технологии.

          Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

          Деятельностный подход в обучении позволяет использовать различные способы организации учебного процесса.

Он предполагает:

 • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

 • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

 • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

 • формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

 • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

        Современное развитие общества диктует новые подходы к оцениванию качества школьного образования. Согласно Концепции  образования оценка результата обучения ориентирована на сформированность не только знаний, но и умений применять их на практике, ориентироваться в нестандартных ситуациях, развитии «компетенций», «компетентности» обучающихся.

Компетенцияготовность эффективно мобилизовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели; готовность к успешной деятельности в целях удовлетворения индивидуальных и общественных  потребностей, составляющая социальный заказ к системе образования

 Компетентность результат образования, выражающийся в овладении учащимся универсальными способами деятельности             

         Компетентностей достаточно много, но   среди них выделяют ключевые (основные).

         К ключевым компетентностям относятся

Компетентность разрешения проблем и самоменеджмента

Способность определять проблему в различных ситуациях, принимать  ответственное решение, оценивать последствия своего решения

Коммуникативная компетентность

Способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым

Информационная компетентность

Способность владеть информационными технологиями

    Я представлю свою работу по формированию компетентностей учащихся в виде следующей таблицы:     

Деятельность учителя

 

Деятельность учеников

      

Компетентность разрешения проблем и самоменеджмента

Создаю проблемные ситуации,

провожу нестандатрные уроки,

организую исследовательскую работу,

использую интерактивные методы.

 

Учатся видеть проблемы,

искать пути их преодоления,

генерировать идеи,

планировать и организовывать собственную деятельность, определяют условия, необходимые для её реализации.

 

                                        Коммуникативная  компетентность

Организовываю дискуссии, создаю проблемные ситуации,

побуждаю высказывать свои мысли,

практикую защиту творческих работ и проектов, учу правильно ставить вопросы и отвечать на них,

слежу за культурой речи учеников.

Высказывают свои мысли,

умеют аргументировано их доказать,

защищают творческие работы, проекты,

способны к толерантному общению: признают свои ошибки, избегает категоричности, придерживаются правил культурного общения.

Информационная компетентность

Предлагаю задачи, для выполнения которых необходимо обращение к различным информационным источникам,

консультирую по вопросам тематики работ и поиску информации,

учу осмысленно собирать информацию,

стимулирую критическое  оценивание информации.

Находят информацию в разных источниках,

выделяют необходимое из массы информации,

упорядочивают свои знания,

учатся использовать новые информационные технологии,

критически оценивать информацию, используют информацию для планирования и осуществления своей деятельности.

             В качестве примера покажу возможности формирования компетентности учеников на некоторых этапах  урока математики.              

Этапы урока

Виды деятельности

 

Цель

 

Результативность

2.  Объяснение нового материала

1. Решение задач разными способами (а решение задач всегда связано с разрешением каких-то жизненных ситуаций)

Цель: учить исследовательской работе

   

формирование компетентности разрешения проблем и самоменеджмента

2. Связь с жизненной ситуацией.

Цель: учить краткой рациональной записи, отрабатывать умение делать выводы и обобщения  

формирование

коммуникативной и информационной компетентностей

4. Закрепление, тренировка,  формирование

умений и навыков

Учебная самостоятельная работа

Цель: закрепить знания алгоритма решения сложных уравнений и т.п.; разработать правила (алгоритмы) запоминания

 

  формирование компетентностей разрешения проблем и самоменеджмента,

информационной.

6.   Творческая работа

Создание рекламы (презентации) изучаемой темы урока, работа в группах со взаимной оценкой

Цель: развивать тв.способности , умение на основе изученного материала  создавать проекты

 

   

 формирование коммуникативной,

информационной   компетентностей

7. Домашнее задание

 Составить вопросы, задачи и примеры по теме урока

Цель: проверить усвоение материала урока.

  

 формирование компетентностей разрешения проблем и самоменеджмента,

информационной.

           Компетентностные задания  имеют  в основном интегративный характер, поэтому при составлении заданий, направленных на формирование компетенций, стараюсь сочетать предметы, удобные для интегрирования с учётом определённого задания, хотя, исходя из опыта составления компетентностных заданий могу сказать, что  любой учебный предмет довольно легко интегрировать с другим. 

            Приведу примеры некоторых  компетентностных заданий, позволяющих  определить уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся, которые выполняли мои дети  в 3 классе.

Данные задания позволяют проверить умения учащихся устанавливать межпредметные связи, связи с жизненными ситуациями.

        Выполнение данного компетентностного задания по математике приобрело характер дискуссии, т.к. с математической точки зрения это осуществимо, но принимая во внимание личностные качества человека: волю, степень выносливости, состояние здоровья, маршрут, время года – было высказано много различных сомнений и предположений.

1.         Просчитай, может ли добраться человек, двигаясь пешком со скоростью 5 километров в час  без воды до ближайшего города, расположенного в 450 километрах от пункта отправления? Обоснуй свой вывод в виде математических действий и пояснений к ним.

   Следующее компетентностное задание по познанию мира.   

2.         На основе наблюдений заполни  таблицу, отражающую состояние  

      воздушной       оболочки нашего края. Сделай вывод об экологическом       

      состоянии  воздуха. Подумай и запиши, какие мероприятия нужно   

      провести, чтобы улучшить имеющуюся ситуацию.

Что загрязняет воздух

Способствует очищению воздуха

 

 

Для выполнения этого задания задействованы все 3 ключевые компетентности.

        Прочитай предложенное тебе стихотворение Г.Остера  «Вредные советы». 

     Попробуй  составить аналогичные советы к  теме «Береги дыхательную    

     систему».

 Здесь  интеграция познания мира и русского языка. В этом задании также задействованы все ключевые компетентности.

При оценивании выполнения задания определяю, решена ли проблема в целом, использована ли вся и в полной мере предлагаемая и изученная информация

Варианты правил, составленных детьми:

1.  В семье надо уважать друг друга. «Будешь уважать других – будут уважать тебя».

2.  Сейчас за тобой ухаживают, а когда ты вырастешь, найди хорошую работу и ухаживай за родителями.  Люби всех, кто есть у тебя дома. «Там, где в согласии  живут, и достаток, и уют».  

Какие затруднения дети испытывали?

а) Затруднения с формулировкой совета;

б) с приданием совету юмористической окраски.  

 

 Варианты советов, составленных детьми:

  1.   «Если ты кашляешь, пригласи       гостей и             старательно   покашляй на них, не жадничай и поделись микробами. Тогда не тебе одному придётся скучать и сидеть дома».

 2.     «Если тебе утром не хочется делать зарядку, не  вставай рано, лежи до последнего. И тогда тебе придётся бежать в школу, чтобы не опоздать.  Сделаешь два полезных дела: и поспишь, и спортом  позанимаешься».

 4. Прочитав стихотворение О. Высотской «Лесные диковинки», определи, какие необходимые материалы нужны тебе для выполнения поделки. Составь план её изготовления. Изготовь сам такую «лесную диковинку». Научи её изготовлению своих  одноклассников.  

    Компетентности:      1.2.1., 2.2.1., 3.3.1.

В этом задании сынтегрированы познание мира, литература и трудовое обучение.

    Какие затруднения дети испытывали?

   Затруднения с пониманием темы без наглядности.

4. Прочитай текст «У Чёрного моря», изучи физическую карту Черноморского побережья Кавказа», атлас автомобильных дорог.  

  Попробуй составить текст- повествование с использованием элементов описания, рассказывающий о путешествии на автомобиле по маршруту

 «Москва – Сочи».

      Деятельностный подход в обучении позволяет использовать в своей практике различные способы организации учебного процесса. Эффективным является использование метода проектов.

          Проектная деятельность позволяет развивать у учащихся активность, организаторские навыки и нравственные качества. Тематика проектов даёт возможность побуждать к более глубокому изучению истории, познанию природы родного края, бережному отношению к окружающему миру.

     При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности решения проблем (поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта), а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.

По своей сути проектирование – самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности.

Каким в идеале должен быть ученик начальной школы?

Любознательный, интересующийся, активно познающий мир, владеющий основами умения учиться...
Обладать компетентностью - значит иметь определенные знания, быть осведомлённым в чём-либо, в какой-либо сфере.

Ученик добывает знания непосредственно из окружающей действительности, владеет приёмами решения учебно-познавательных проблем, действий в разных (нестандартных) ситуациях.

Например, окружающий мир. Тема «Природная зона-тундра». Обобщающий урок.
Весь класс превращается в научную станцию. Идёт самостоятельная исследовательская работа учащихся. Дети делятся на группы: ученые-географы, ботаники, экологи, зоологи. Перед каждой группой стоит определенная задача, которая изложена в карточках. Защищают свои мини-исследования в конце урока, используя рисунки, фотографии, рефераты. В процессе таких заданий мы развиваем познавательный интерес, учим выбирать из общего материала главное и приводить в систему.


      (Коммуникативные компетенции.)

      Навыки владения работы в группе, коллективе с различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, заявление заполнить анкету, задать вопрос, вести дискуссию.
Например, на уроке математики работают консультанты. Они проверяют сделанную работу на своём ряду, исправляют ошибки. Такой вид деятельности оказывает огромную помощь учителю. Развивает у детей взаимопомощь, взаимопроверку, навыки работы в группах.


     (Информационные компетенции.)
Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер, принтер) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, Интернет..)

      (Здоровьесберегающие компетенции.)
Знание и соблюдение норм здорового образа жизни; знание и соблюдение личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность в выборе образа жизни. Основным результатом деятельности учителя начальных классов не должна стать система знаний, умений и навыков сама по себе. А набор ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах личности и создание условий для её реализации.

   Необходимо на первый план выдвигать не информированность ученика, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы. В качестве результатов обучения и воспитания рассматривать не сумму заученных знаний, умений и навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях. Наиболее удачны в практике следующие методы, приёмы и формы:

- Удивляй! (учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным);

- Отсроченная отгадка! (учитель даёт удивительный факт-загадку, отгадка к которой будет открыта при работе с новым материалом);

- Лови ошибку! (учитель намеренно допускает ошибку);

- Круглый стол, обсуждение;  

- идеальное задание (учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию).

- мозговой штурм, поиск общего, найди объяснения, посмотри чужими глазами, театрализация и т.д.

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка на более высоком уровне.

Использование активных методов обучения способствует развитию умения анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое.

Средством оценивания учебных достижений учащихся, наиболее соответствующим компетентностному подходу, является портфолио (учебный портфель). Портфолио — папка-накопитель учебных достижений учащегося, наглядно характеризующая его продвижение в развитии ключевых компетенций. Портфолио выступает не только средством оценивания, но и своеобразным инструментарием, справочником, составленным из разных источников с помощью ученика и учителя.

Уметь анализировать, сравнивать, выделять основное, давать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать, работать без постоянного руководства, проявлять инициативу, замечать проблемы и искать пути их решения на основе здравых рассуждений - это ключевые компетентности, которые можно выделить в современном обществе. То, с чем ребёнку нужно войти в этот мир.

Задача учителя - так выстроить процесс обучения и воспитания, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка, научить его мыслить, привить навыки практических действий.

             Развитие компетентности - процесс, который “не заканчивается однажды по причине её окончательной сформированности, он не прерывается в течение всей жизни человека, так как в сферу его деятельности попадают новые, более сложные проблемы, требующие новых подходов к решению”.

Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества.

Мы видим, что постепенно ключевые образовательные компетенции превращаются в средства развития личных качеств и личных смыслов учащихся. Образование выходит на новую ступень. Способны ли мы, уважаемые коллеги, вывести наших учеников на этот уровень? Я думаю, что каждый из нас сегодня должен задуматься о том, что одним из условий является компетентность не только ученика, но и самого учителя,  ведь именно от него во многом зависит образ будущего выпускника.

 

 

 

Статья 2:         ВИЗУАЛ, АУДИАЛ, КИНЕСТЕТИК, ДИСКРЕТ - ЧТО ЭТО?

 

 

 

Эти слова означают особенности восприятия и переработки информации людьми различного возраста.

Визуал - человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения.
Аудиал - тот, кто получает основную информацию через слух.
Кинестетик - тот, кто воспринимающий информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Дискрет - человек, у которого восприятие информации происходит через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория людей встречается реже всего, а детям, в том числе и школьникам, обычно вовсе не свойственна.

  

ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Активный словарь.

Визуалы в своей речи употребляют существительные, глаголы, прилагательные, связанные со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, красочный, яркий, как видите...).
        Для 
аудиала характерны слова, связанные со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, беззвучный...).
        Словарь 
кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства, ощущения (схватывать, мягкий, теплый, шелковистый, прикосновение, хороший нюх, ароматный, гибкий...).

                                                  
Направление взгляда.
         
У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов - по средней линии, у кинестетиквов - вниз.

                                                  
Особенности внимания.
Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, его легко отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.

                                                  
Особенности запоминания.
Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами (образное мышление хорошо развито). Аудиал - то, что обсуждал, запоминает, слушая. Кинестетик помнит общее впечатление; запоминает, двигаясь, ощупывая, нюхая.

                                           
Примеры различий в поведении.

Ситуация: домашнее задание, которое записано на доске.
Визуал послушно откроет дневник и перепишет с доски то, что задано на дом.
Аудиал переспросит у соседа и запишет со слуха или не будет вообще ничего писать, а дома позвонит по телефону и узнает у одноклассников, что задано.
Кинестетик долго роется в портфеле, находит нужные учебники, в них - заданные страницы и прямо в учебниках отмечает, что задано.

Ситуация: поведение на перемене.
Визуал чаще всего остается в классе (если там не очень шумно) либо выходит в коридор и рассматривает информацию на стенах, наблюдает за другими детьми.
Аудиал использует перемену, чтоб наговориться и пошуметь.
Кинестетику перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.

      Конечно же, при обучении, воспитании необходимо учитывать особенности восприятия и переработки информации. Это относится и к родителям, и к педагогам. Важно общаться с ребенком на "его языке".

· Замечания воспримутся лучше, если: визуалу - покачать головой, погрозить пальцем; аудиалу сказать шепотом " ш-ш-ш", "тише"; кинестетику положить руку на плечо.

·  При выполнении ребенком домашнего задания рекомендуется: визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе работы может чертить, штриховать, рисовать и т.д.; аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами; кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно, давать возможность моторной разрядки (сходить в другую комнату, встать и попрыгать...).

            ·   При общении используйте методы, понятные и близкие ребенку:
            
с визуалом употребляйте слова, описывающие цвет, форму, местоположе-

            ние, можно выделять цветом пункты в книге, использовать таблицы, схемы,

            наглядные пособия; с аудиалом используйте вариации голоса (громкость,

            паузы, интонации); с кинестетиком используйте жесты, прикосновения,

            довольно медленную речь, позволяйте ему "обыгрывать" информацию.

        Любой человек, ребенок в том числе, использует разные каналы восприятия, то есть, мы не можем быть только визуалами, например. Особенности восприятия зависят и от возраста: для маленьких детей свойственно стремление все потрогать, попробовать на вкус, школьники же чаще задействуют слух и зрение.


        
Учитесь понимать друг друга, тогда в вашей жизни и в жизни ваших детей будет намного меньше проблем!!!

 

 

 

Статья 3:         7 «У»УЧИТЕЛЬСКОГО УСПЕХА

 

 


1. Уверенность - знание своих прав и прав ребенка, способность защитить его.
2. Успешность - берясь за любое дело учитель должен предвидеть положительный результат, быть уверенным, что оно под силу детям.
3. Удивительность - надо развивать в себе незаурядность, дети не любят однообразие.
4. Уважительность - необходимо взаимное уважение: уважайте мнение детей, они будут уважать ваше. Воспитание без уважения - подавление.
5. Убедительность - уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности любого дела.
6. Уравновешенность - в классе нужно быть готовым ко всему, к любой ситуации, уметь анализировать, сдерживать свои эмоции.
7. Улыбчивость- чувство юмора поможет в работе. Улыбка - это и оценка, и одобрение, и подбадривание, и залог успеха.

 

Статья 4:      КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ СОТРУДНИЧЕСТВУ 

 

 1. Одной из важных является коммуникативная компетентность, которая формируется в деятельности ребенка. С этой целью большое внимание уделяется одному из способов коллективного взаимодействия – работе в группах, к о т о р а я способствует активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь, формированию коммуникативных навыков.

          Начальная школа должна формировать опыт самостоятельной деятельности, личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

Отход от традиционной организации учебного процесса ориентирует на следующие ключевые аспекты:

1.     Результаты обучения: учебные достижения имеют продуктивный характер ( знают, понимают, применяют, анализируют, создают).

2.     Реальный учебный процесс характеризуется активной деятельностью самих учащихся по «добыванию» знаний на каждом уроке.

3.     Ученик – субъект своего  познания, учитель – организатор познавательной деятельности учащихся.

          Одним из особенностью учебных программ начальной школы является

то, что они направлены на формирование учебной самостоятельности и равитие навыков общения и соотрудничества.  Всвязи с этим определены трудности в использовании новых подходов в преподавании и обучении, в частности на уроках присутствует групповая работа, работа в парах, но не всегда использование данных форм бывает эффективно и рационально.

До прихода в школу ведущей деятельностью ребенка является игра, которая невозможна без общества сверстников. Общение и взаимодействие с другими детьми положительно влияет на развитие творческого начала, формирование волевых компонентов личности ребенка, а также создают условия для самопознания и самооценки.

         Что же происходит в школе?

         Ребенок вынужден подчиняться школьным правилам и требованиям, а они предполагают запрет общения друг с другом во время урока, взаимопомощь рассматривается как подсказка и влечет наказание, дети лишаются возможности вовлекаться в обсуждение, обмен мыслями, идеями. Тем самым нарушается одно из условий полноценного развития первоклассника на данном возрастном этапе. Это влечет ряд проблем, которые в дальнейшем ухудшают эффективность процесса обучения ученика. На уроках, к сожелению, преобладает тип взаимодействия «учитель-ученик», учитель выступает посредником между детьми, ограничивая их возможности взаимодействия друг с другом. Совместная учебная работа детей, предполагающая их непосредственное обращение друг к другу за советом и помощью, обмен мнениями между всеми учениками без посредства учителя встречаются редко. Дети учатся рядом, но не вместе, не сотрудничая друг с другом.

         В основе программ заложена концепция учебного сотрудничества самих детей, организованная взрослым, как альтернатива взрослоцентричной педагогики. Роль учителя заключается в построении и организации сотрудничества между детьми для совместных действий, для взаимодействия друг с другом.

         Весь процесс обучения уже с первых дней строится на групповой работе, именно поэтому, несмотря на сложный этап адаптации ребенка к школе, учителю необходимо начать организацию групповой работы с первого школьного дня.

         Данная форма обучения,  к сожелению, не всегда эффективна и целесообразна. Групповая работа присутствует на уроке, но она не способствует развитию у детей навыков общения, взаимопомощи. Например, учитель дает задание группе, один ученик выполняет, а другие наблюдают.

         Рекомендации по развитию у учащихся навыков соотрудничества.

         1.Для того чтобы процесс был более продуктивным, рекомендуется сначала простейшие навыки кооперации отрабатывать на внеучебном материале. Важно проговаривать и обсуждать с детьми элементарные вещи: как необходимо сесть за партой, чтобы удобнее было общаться с товарищем, как с ним разговаривать (щепотом, доброжелательно).

         2. Первоклассникам интересно работать в паре со своим товарищем. Это способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь. Необходимо систематически подбирать задания для выполнения в паре.

         3.Необходимо внимательно наблюдать за работой детских групп и выделять наиболее удачные и наиболее конфликтные способы построения взаимодействия. Работающие  наиболее слаженно демонстрируют свой стиль работы всему классу. Остальные дети должны рассказать, что им понравилось в работе группы. Коментарии учителя помогают детям выделить наиболее продуктивные особенности того или иного стиля групповой работы.

         4. В ходе работы детей в малых группах учителю важно постоянно поощрять совместное обсуждение хода работы, обращение за столом друг к другу. Обязательно спрашиваем учащихся: «Кто сегодня на уроке помог тебе?», «Кому бы ты подарил «спасибо» в группе и за что?», «Кого вы считаете помощником учителя в вашей группе и почему?», «Какие ты испытываешь чувства?»

         При такой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику.

         5. Необходимо устанавливать правила работы группы. Желательно вовлекать учащихся в процесс обсуждения, выслушивать их мнение по поводу реализации данных правил. Было бы хорошо, если бы ученики проговаривали не только, как они понимают то или иное правило, но и выдвигали идеи, как это сделать, какие действия необходимо выполнить, чтобы это правило сработало. Например,  в процессе обсуждения правила «Говорить по очереди», детям можно следующие вопросы:

·        Как вы думаете, почему важно, чтобы все говорили по очереди?

·        Что может произойти, если вы не будете придерживаться этого правила?

·        По вашему мнению, что вы должны сделать, чтобы выполнить это правило?

         В первом классе правил должно быть минимальное количество.

Возможно они будут дополнять правила поведения в школе. Формулировки должны быть просты, доступны для понимания детям.

Вот некоторые из них:

·        убедитесь, что в разговоре участвует каждый;

·        говори спокойно и ясно;

·        говори только по делу;

·        не перебивайте друг друга;

·        возражая или соглашаясь, смотри на говорящего.

·        обращайся друг к другу по имени.

Перед тем как учащиеся начнут работать в группах, необходимо

акцентировать внимание детей на правилах.

         6. Ученическое сотрудничество следует отрабатывать с той же тщательностью и методичностью, что и любой другой навык: не игнорируя мелочей, не пытаясь перейти к сложному без отработки элементарного.

         Для срабатывания групп нужны минимум 3-5 занятий. Поэтому часто детей не следует пересаживать. Но закреплять единый состав групп, тоже не рекомендуется: дети должны получать опыт сотрудничества с разными партнерами. Однако, и здесь возможен лишь строго индивидуальный подход. Скажем, девочек, привязанных друг к другу и не общающихся с другими детьми, разлучать можно лишь ненадолго ( с надеждой расширить круг их общения).

         7. При оценке работы группы подчеркиваем не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.

         8. Групповая работа требует перестановки парт. Для работы пары удобны обычные ряды. Для работы тройками, а тем более четверками парты расставлям так, чтобы детям, работавшим вместе, удобно было смотреть друг на друга.

         Выводы:

·        Нельзя занимать учащихся 1-х классов совместной деятельностью более 10-15 минут во избежание черезмерной утомляемости.

·        При распределении на группы учитываем уровень обученности учащихся. Так, например, не рекомендуется составлять пару из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.

·        Вводим в классе общее правило: «Если ты хочешь сменить соседа, сам договарись с ним и со своим новым соседом, и все вместе предупредите учителя до урока», это поможет вам избежать ситуаций, когда дети по каким-либо причинам отказываются работать вместе.

·        Если кто-то пожелал работать в одиночку, не принуждаем его к совместной работе, не даем никаких комментариев, оценочных суждений ребенка.

·        Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы, дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Если Вы видите, что шум усиливается, обратите внимание детей на правила работы в группе, связанные с поведением во время совместной деятельности.

·        Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе.

         

 

                 

 

Write a comment

Comments: 9
  • #1

    HcPcEgmp (Thursday, 03 February 2022 02:27)

    20

  • #2

    HcPcEgmp (Thursday, 03 February 2022 02:30)

    20

  • #3

    HcPcEgmp (Thursday, 03 February 2022 02:30)

    -1' OR 2+867-867-1=0+0+0+1 or 'DfyJMaZl'='

  • #4

    HcPcEgmp (Thursday, 03 February 2022 02:30)

    20

  • #5

    HcPcEgmp (Thursday, 03 February 2022 02:31)

    1%2527%2522

  • #6

    HcPcEgmp (Thursday, 03 February 2022 02:31)

    20

  • #7

    HcPcEgmp (Thursday, 03 February 2022 02:32)

    20

  • #8

    HcPcEgmp (Thursday, 03 February 2022 02:32)

    20

  • #9

    HcPcEgmp (Thursday, 03 February 2022 02:33)

    20

 

 

"ЛУЧШЕ ЗНАНИЕНЕЖЕЛИ ОТБОРНОЕ ЗОЛОТО"

 

 

Каталог образовательных ресурсов

Каталог сайтов 'Российское образование в сети'
Методсовет

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

Comments: 1
  • #1

    4-a-class (Sunday, 10 November 2013 22:35)

    Форум.
    Здесь можно оставлять свои сообщения.